









Строительство жилья с привлечением льготного кредитования влечет за собой наложение на гражданина ряда строгих ограничений. Прежде всего, это касается вещных прав на имущество — использования и распоряжения готовой квартирой. Помимо долговых обязательств перед банком по выплате заемных средств, запрещается сдача жилья внаем. Продажа квартиры, построенной по льготному кредиту, производится в соответствии с Жилищным кодексом Республики Беларусь, а также Указом Президента №13 от 6 января 2012 года (с изменениями от 16 ноября 2015 г.), предусматривающим перечень обязательных условий для оформления подобных сделок. Одно из главных предписаний — своевременное или досрочное погашение предоставленного льготного кредита. Законодательством определен ряд условий, при выполнении которых продать новостройку можно после досрочного возврата займа. Рассмотрим все варианты более подробно.
Указом Президента № 13 регламентирован порядок продажи льготного жилья в пользу государства по истечении пяти лет с момента внесения последнего платежа на расчетный счет банка. Неважно, был выплачен кредит досрочно либо в течение 20–40 лет (в зависимости от статуса плательщика и вида предоставляемых льгот). В роли покупателя выступает районный или городской исполнительный и распорядительный орган; городская администрация. На практике нередки случаи отказа местных органов исполнительной власти в покупке льготной недвижимости по причине нарушения правил пользования квартирой (незаконная сдача в аренду, проживание в ином жилом помещении и т.д.).
Как продать льготную квартиру третьим лицам? Для осуществления такой сделки необходимо наличие одного из следующих исключительных обстоятельств:
Улучшение жилищных условий также является обстоятельством для подачи заявления о снятии запрета на продажу льготной квартиры физическому лицу.
Собственник может самостоятельно обратиться в местное Агентство по государственной регистрации и земельному кадастру для получения информации о наличии ограничений, связанных с отчуждением его льготной недвижимости. Перед подачей заявления в исполком (городскую администрацию) предоставляется пакет документов для подтверждения исключительных обстоятельств. Это может быть решение суда о расторжении брака, данные о государственной регистрации по новому месту жительства. При наличии заболеваний или смерти собственника предоставляются выписки из медицинских документов, свидетельство о смерти.
Решение о снятии ограничений на продажу квартиры выносится местным органом исполнительной власти после изучения пакета документов, предоставляемых собственником имущества. Процедура оформления сделки не отличается от стандартной операции купли-продажи недвижимости.
Вернуться к списку всех статей